Эффект HDR: значение, цели и предостережения.

Остальные

Эффект HDR: значение, цели и предостережения.

Дата: 31.08.2010

 Определение HDR.

HDRI или просто  HDR - High Dynamic Range Imaging, изображение с широким динамическим диапазоном, технология работы с изображениями и видео, позволяющая расширить возможности техники. Другими словами, это эффект, который позволяет сделать картинку более контрастной, выделить нужную область фотографии, обратить на неё внимание, достичь множества других художественных эффектов. Потребность в HDR появилась у нас из-за того, что современная техника ещё пока не в состоянии показать реальность такой, какой видит её человеческий глаз. Конечно, надо учитывать многие другие факторы - стереозрение и способность глаза адаптироваться к тому или иному освещению,- но их мы пока отбрасываем, как факторы, ещё более сложные для нынешнего оборудования.

Не будем углубляться в теорию, "как это работает", скажем только о том, что динамический диапазон фотографии измеряют в единицах экспозиции EV (Exposure Value). 

Рассмотрим в примерах:

 

 

Исходный кадр. Добавим яркости траве и   высветлим лицо, снятое против солнца.

 

 

 Очень блеклые краски, лицо в тени.

 

 

 После обработки фотография выглядит ярче, сделан акцент на лице.

 

Добавим эффект HDR и фотофильтры – изображение стало интереснее, детали читаются.

Цели применения эффекта.

Плёночные камеры и цифровые непрофессиональные фотоаппараты, они же "мыльницы", не дают нам возможности делать идеальные изображения без доработки. Однако, существует великое множество программ, спасающих наши "неудачные" эксперименты. HDR позволяет "выжать" из фотографии все соки с помощью всего нескольких действий. Каких - рассмотрим немного позже. А сейчас хотелось бы поговорить о конкретных целях.

 

HDR становится необходим, когда нам надо высветлить объекты, находящиеся в тени и наоборот - затемнить пересвеченные участки, то есть сымитировать способность камеры адаптироваться подобно глазу человека.

Скажем, вам захотелось запечатлеть закат над полем. Вы делаете кадр, смотрите на дисплей, но кроме чёрного участка на месте поля ничего нет - одна темнота. В то же время солнце светит так ярко, что его лучи закрывают собой облака - розовые, голубые, местами даже зеленоватые. Кроме того, картинка получилась плоской - нет объёма надвигающихся грозовых туч, нет текстуры удаляющегося к горизонту поля... Тут-то и пригодится тот самый эффект, о котором мы говорим!

 

Или такая ситуация: вас попросили поснимать у друга на свадьбе, вы, конечно же, с удовольствием согласились. Но вот беда - день выдался солнечный, а невеста в широкополой шляпе, и её лицо всё время находится в тени. Опять же, не расстраиваемся, сохраняем все кадры и экспериментируем с HDR.

 

 

Короче, цель - наполнить кадр теми цветовыми контрастами, которые на ещё один маленький шажок приближают нас к реальному воспроизведению действительности так, как мы видим.

Как добиться эффекта с помощью Photoshop?

 

Вообще-то, существует ряд специального софта для HDR, увы, не всегда доступного обывателю. Мы рассмотрим не самый простой и не самый профессиональный путь к этому эффекту, однако, самый распространённый - Adobe Photoshop.

Для начала нам надо немного поэкспериментировать с камерой: делаем со штатива или любой другой опоры три одинаковых кадра - с обычной экспозицией (для средних тонов), с меньшей экспозицией (светлые тона) и с большей экспозицией (тёмные тона). Если есть только один исходный кадр – меняем экспозицию для трёх исходников: "Image->Adjustments->Exposure...", сохраняем три картинки.

 

Выставляем значения от -2,00 до 2,00 EV.

Готово - есть три одинаковых кадра, разные по экспозиции.

 

 

 

 -2,00EV 0,00EV  +2,00EV

 

Теперь открываем все три файла через меню "File->Automate->Merge to HDR...".

 

 

В открывшемся окне нам предлагается выбрать экспозицию для каждого кадра. Вводим данные и подтверждаем. Появляется окно предпросмотра - слева все три изображения, которые мы загрузили, по центру - сам HDR-кадр. Жмём OK, компьютер совмещает исходные изображения в одно.

Теперь переводим картинку в 16тибитный формат. "Image->Mode->16 Bits/Channel". В появившемся окне предпросмотра в выпадающем списке выберем Local Adaption и немного поиграем с кривой. Значения Radius и Threshold оставляем минимальными. Когда нас устроит результат - подтверждаем.

 

 

 

Всё, наше изображение готово. Далее можно подключить фантазию и доработать кадр, применив фильтры, обработку фото "под старину", воспользоваться слоями-масками и прочая, и прочая. Для сравнения - откройте исходный файл и файл после обработки и оцените свою работу. Не забудьте задаться вопросом - какова была цель? И добились ли вы её?

 

 

 

Тёмные участки высветлены - дома, асфальт, все детали читаются,- кадр выглядит ярче (впрочем, мы ведь так и видели, когда смотрели поверх объектива в момент съёмки?).

 

Не переусердствуйте!

Всё, конечно, очень здорово, у нас появился новый инструмент, с помощью которого можно сделать красивые картинки - сочные, полные привычных глазу цветов, объёмные, текстурные. Но не стоит стараться чересчур и обрабатывать таким способом каждый кадр. Наша техника не идеальна и очень далека от отображения привычного нам мира. Однако, не стоит забывать, что перегнув палку, мы получим абсолютно противоестественные цвета. Это будет выглядеть оригинально, но, во-первых, сразу будет видна "подмена", и, во-вторых, многие придерживаются мнения, что фотография после обработки (если эта обработка всё же видна обывателю) является дурным тоном фотографа, который не в состоянии сделать шедевр, не прибегая к помощи софта.

Дерзайте, экспериментируйте и получайте удовольствие от «сочных» картинок!