Дата: 05.10.2009
Мы продолжаем серию публикаций о панорамной съемке.
Прошли те времена, когда съемки панорам были подвластны фотографам, которые могли себе позволить дорогущее оборудование, камеры и специальные «примочки». Сегодня «склеить» удивительный вид из собственного окна в панораму может каждый любитель, имеющий в своем арсенале цифровик и компьютер.
Самый легкий путь создания панорамы – кадрировать снимок до нужного соотношения сторон. Это решение кажется простым только на первый взгляд. Тут нужен широкоугольный объектив (на фотосленге, «ширик»), возможности которого, кстати, не безграничны. А еще необходим опыт, чтобы справиться с искажениями, характерными впрочем для съемки таким объективом.
Ну и конечно, нужно иметь в виду, что «псевдопанорама» из одного кадра будет существенно проигрывать в качестве. Распечатать в крупном формате такую работу будет невозможно. Но если такой задачи и не стоит, тогда «ширик» вам в руки.
Физиология
Почему панорамный фотоснимок так привлекает внимание?
В чем секрет притягательности казалось бы обыкновенного кадра, но с соотношением сторон 1:3?
Все просто. Ответ подскажет физиология, точнее физиологическая оптика. Панорама максимально близко отражает угол обзора, привычный человеческому глазу. Мы видим и левым и правым глазом, а мозг «собирает» две картинки в одну. Именно поэтому многим панорамные снимки нравятся уже на подсознательном уровне. Ну и конечно, немаловажную роль играет и художественная ценность кадра.
Прописные истины
Законы панорамной съемки есть в любой книжке для начинающих. В непосредственной доступности эти постулаты есть и во всемирной сети.
Здесь мы повторим лишь основные, с целью обратить на них пристальное внимание, потому что все теория имеет свойство мгновенно улетучиваться из головы, как только возникает желание снять шедевр.
Да будет свет. Один и тот же
Источники с постоянством попугаев твердят новичкам: снимать надо утром, или под вечер, когда солнечный свет мягкий и приятный. Щелкаем серию снимков для панорамы быстро, пока свет не «ушел». Иначе получим картинку, на которую придется потратить в зависимости от опыта от 0,5 до 2 фотошоп-часов.
Штатив. Опора и экономия сил
Штатив, оснащенный уровнем и головкой с поворотным механизмом – любимое поклонниками панорамных снимков приспособление. Начинающим тоже не плохо бы использовать штатив, хотя бы самый простой. Вы вспомните эти слова, когда сэкономите время, потраченное на обработку снимков, и нервы своей второй половины, отчаянно требующей внимания к себе.
Уходим в вертикаль
Не зря опытные «панорамщики» советуют снимать вертикально, в портретной ориентации. Так вы получите дополнительное пространство, на которое можно будет рассчитывать при «склейке». Там могут оказаться «фишки» снимка, а если и придется обрезать – не жалко. Стоит ли напоминать, что качество файла нужно выставить максимальное.
Строим композицию
Правило «Золотого сечения» здесь не работает! Пусть горизонт режет пространство кадра строго пополам, а герой (объект) располагается по центру.
Предварительные испытания
Изучите будущую панораму в видоискателе. Поверните камеру по ходу съемки и посчитайте, сколько получится кадров, учитывая перехлест 30-50%.
Вкалывают роботы, а не человек
Доверьте ответственное дело автоматике. Чтобы случайно не дернуть камеру, можно воспользоваться спусковым тросиком. А можно просто снимать в режиме автоспуска.
Кстати, попробуйте создать панораму не горизонтальную, а… вертикальную!
А теперь можно много говорить о том, как это ново, свежо и стильно. Вы попробуйте сами!
Есть идея!
"Главное - практика" - утверждают профессионалы. От себя добавим "...и немножко фантазии". Возможно, не всегда стоит беспрекословно следовать всем правилам. Экспериментируйте, а мы будем время от времени делиться своими хитростями и идеями, как сделать мир вокруг красивее.