От заката до рассвета

О фотокнигах

От заката до рассвета

Дата: 29.02.2008

Одни из самых красивейших и при этом - общедоступных явлений природы - это вечерний заход Солнца и его утренний восход. Практически каждый фотолюбитель имеет в своих архивах такие снимки, но каждый ли может ими гордиться?

Давайте попробуем разобраться, как лучше всего предать в кадре всю прелесть закатного и рассветного моментов. На практике это оказывается не так уж и сложно, а результат всегда поражает своей красотой - не даром большинство фотобанков просто не принимают фотографии такой тематики, ибо «наделать шедевров» умелыми руками можно бесконечное количество.


 

  • Дорожите временем.
    Периоды восхода и захода Солнца обычно не очень продолжительны, поэтому каждая минута может стоить вам ценнейших кадров. Точное их время зависит и от времени года, и от географической широты местности. Нелишним будет узнать это время, чтобы наверняка знать, когда отправляться на «фотоохоту» за шедеврами. Такую информацию можно получить из местных газет, метеосводок или в Интернете.
 
  • Берегите камеру от Солнца.
    Объектив фотоаппарата подобен человеческому глазу - слишком большое количество света может навредить ему. Поэтому, снимая закатные или расcветные пейзажи, не наводите объектив прямо на Солнце - старайтесь фокусироваться на удаленных от него точках. В перерывах между съемками (которые стоит делать при этом почаще) закрывайте объектив крышкой или убирайте в сумку. В противном случае можно испортить и оптику, и светочувствительную матрицу аппарата.
 
  • И глаза берегите тоже.
    По этой же причине, не используйте при съемке оптический видоискатель, если таковой имеется в вашей фотокамере - это очень вредно для глаз. Смотреть через него на Солнце - все равно что делать это через увеличительное стекло. Гораздо безопаснее  использовать для компоновки кадра LCD-дисплей.
    Солнцезащитные очки - также не друзья фотографу. Глаза от жестких солнечных лучей они, конечно, защищают, однако могут ввести вас в заблуждение при определении экспозиции кадра, так как практически все они в той или иной мере искажают свето- и цветопередачу реальности.

 

  • Больше экспериментов!
    Не ограничивайте себя построением кадра по классическому принципу «трех частей» - сам объект съемки в этом случае обычно настолько сильно эмоционально насыщен, что «простит» вам практически любую кадровку. Больше акцентируйте на небе и воде, меньше - на земной поверхности. О выборе удачного места для съемки, кстати, удобнее позаботиться заранее - засветло, чтобы в нужный момент не терять драгоценных минут на поиск удачного ракурса.

 

  • Добавьте в кадр живой объект.
    Непередаваемая игра света в облаках, робкие первые или густые и теплые последние лучи Солнца, дрожащие очертания его отражения в воде, янтарный блеск волн - все это, конечно, фантастически красиво, но иногда в рассветно-закатном снимке не хватает еще чего-то. Этим «чем-то» может стать силуэт человека или птицы в небе. Добавление живого объекта в кадр сделает фотографию более одушевленной, добавит разнообразия. Согласитесь, что фото парусной лодки в закатном море гораздо интереснее снимка просто закатного моря.

 

  • Шире диафрагму!
    Если говорить об экспозиции, то, в большинстве случаев, тут все довольно просто. Чтобы получить хорошие, качественные фотографии, снимайте с широко открытой диафрагмой - во-первых, вам скорее всего будет недостаточно света, а во вторых, это сделает общий фон более четким и проработанным. Опять же из-за недостатка света вам потребуется долгие значения выдержки, а значит - устойчивая поверхность или штатив.
    Замер экспозиции делайте только по небу.

 

  • Терпение - главный залог успеха.
    Если ваша цель - по-настоящему ценные кадры, проявите важное для любого фотографа качество - терпение. Приехать на место съемки лучше заранее, чтобы подготовиться, а уехать можно только после окончательного захода (или наоборот- восхода) солнца. Освещение будет постоянно меняться и в самые последние минуты, когда вы уже зачехлите камеру, может выдать какую-нибудь невероятную по красоте картину . Чтобы не жалеть о таких упущенных моментах, всегда дожидайтесь до конца, даже если вам кажется, что лучше кадра вы сегодня уже не сделаете.