Съемка динамичных сюжетов

Остальные

Съемка динамичных сюжетов

Дата: 07.03.2007

Фотосъемка динамичных сцен (спортивных состязаний, аттракционов в парке, бегающих детей) –  занятие не из простых, даже если вы являетесь обладателем профессиональной фототехники. Однако при соблюдении некоторых  основных приемов фотосъемки динамичных сюжетов  можно и при помощи компактного цифрового фотоаппарата достичь неплохих результатов.

На сегодняшний день практически во всех цифровых фотокамерах существует выбор сюжетных режимов экспозиции в зависимости от предмета съемки (портрет, пейзаж, макро, спорт и др.). Если автонастройки не дают хороших результатов,  использование сюжетных программ, бесспорно, вам сильно поможет. Но если есть желание добиться большего и получить полный контроль над съемкой, гораздо лучше научиться пользоваться ручными настройками.

  • Переведите камеру в режим «Спорт» или «Дети» - камера самостоятельно установит максимально допустимую короткую выдержку, чтобы снизить риск «смазывания» движущегося объекта. В зависимости от модели вашей фотокамеры, могут  также принудительно включиться следящий автофокус и серийная съемка.
   
  • Если в вашем фотоаппарате нет сюжетных программ «Спорт», «Дети» или «Животные», можно настроить эти режимы самостоятельно, выставив максимальную диафрагму при минимальной выдержке. (Некоторые модели фотоаппаратов позволяют настраивать только один из этих параметров – второй подбирается автоматически). При установке параметров помните, что чем быстрее движется объект, тем короче должна быть выдержка. Но с увеличением расстояния до объекта выдержку можно увеличивать. Короткая выдержка как бы замораживает объект в движении.

 

  • Иногда используется диаметрально противоположный способ: устанавливается достаточно длинная выдержка, и при съемке либо сам объект, либо фон оказываются размазанными, пусть и в ущерб четкости изображения. Именно эта размытость позволяет передать динамизм сюжета.

    Тех же результатов можно достичь, поиграв с чувствительностью матрицы  (ISO). Если вы хотите, чтобы за динамично движущимися объектами тянулись размытые разноцветные полосы, установите меньшее значение чувствительности матрицы: 100, 200 ISO. Если, напротив, ваша цель заморозить объект на месте, используйте большее значение чувствительности матрицы 400, 800, 1600 ISO.

 

  • В случае, когда объект движется почти прямо к фотоаппарату или от него, выдержка может быть увеличена вдвое, по сравнению с минимально необходимой.

 

  • В съемке динамичных сюжетов вам поможет  следящий  автофокус (довольно сложно каждый раз вручную наводить резкость на бегающих детей или, например, на мчащихся хоккеистов). Зачастую даже следящий автофокус не поспевает за быстро перемещающимися объектами съемки. Поэтому вероятность получить качественный снимок невелика — слишком часто объекты оказываются не в фокусе. Выход один — делать большое количество дублей: хотя бы некоторая их часть получится резкой.  

 

  • Подчеркивать  динамику на снимках удобнее всего композиционными методами. Особую динамику кадру придает диагональная композиция Спортсмены, снятые снизу вверх и расположенные вдоль диагонали кадра, визуально выглядят «взлетающими».

 

  • Во время съемки не нужно стараться произвести точное кадрирование. Главное -  обязательно следите, чтобы в направлении движения оставалось больше пустого пространства, чем с противоположной стороны: покажите зрителю хотя бы часть пространства, в направлении которого движется объект.

 

  • При фотосъемке спортивных сюжетов фотограф должен предугадывать развитие ситуации и заранее оказываться в точке, откуда можно сделать интересный кадр. Если вы не готовы носиться по периметру спортивной площадки вслед за играющими, можно расположиться в непосредственной близости от места, где ожидаются наиболее значимые события (у ворот, у сетки, возле финиша) или в местах снижения динамики (пит-стопы, подъемы в гору для лыжников).

 

  • При съемке движущихся объектов применяют прием, который называют "съемкой с проводкой". Прием состоит в том, что, поймав объект в видоискатель, равномерно ведут фотоаппарат вслед за объектом с такой скоростью, чтобы объект практически не смещался относительно границ экрана, и, когда синхронность движения достигнута, нажимают спуск затвора. На снимке, полученном таким образом, движущийся объект получается резким, а детали фона размазываются в полосы по направлению движения. Съемка с проводкой применяется, когда необходимо не только подчеркнуть скорость движения, но и выделить движущийся объект, как бы оторвав его от фона.

    Разумеется, такой прием применим только при съемке равномерно движущихся объектов, причем необходимо, чтобы все детали объекта двигались в одну сторону с той же скоростью. Например, лыжника, спокойно скользящего с горы с большой скоростью, можно снять описываемым приемом, но фигура лыжника, двигающегося по равнине, не получится резкой целиком, так как руки и ноги при толчках смещаются назад от корпуса и изобразятся размытыми. "С проводкой" лучше снимать мотоциклистов, велосипедистов, прыжки с трамплина, водные лыжи и т.п.

 

 

  •   Пытаться снять игру  с трибун стадиона с помощью компактной цифрокамеры – бессмысленное занятие. Встроенной в фотоаппарат маломощной вспышки не хватит, чтобы осветить объект на поле, а телеобъектив, хоть и «увеличивает» картинку в видоискателе, усиливает степень размытия изображения, если объект перемещается. А  нестабильное положение фотоаппарата  (и, как следствие, дрожание рук)  сведет  к  нулю  все шансы сделать хорошие кадры. Конечно, если вам очень хочется,  можно попробовать поснимать с трибун, но не надейтесь при этом получить что-то больше, чем макушки сидящих впереди зрителей. В этом случае лучше отложите фотоаппарат и насладитесь от души спортивным зрелищем.